Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия
×

Друзья!

Пожалуйста, ответьте на ряд несложных вопросов.
Ваше мнение очень важно для нас и позволит улучшить работу театра.

Насколько вы удовлетворены: (от 0 до 10):

Отправить

Волшебника страны Оз

Спектаклем по сказке Фрэнка Баума фестиваль "На островах чудес" представил Небольшой драматический театр (НеБДТ) из Санкт-Петербурга, созданный и руководимый Львом Эренбургом.

В плане жанровой чистоты в программу фестиваля театров кукол этот спектакль пристегнут довольно условно, но все равно хорошо — а то когда бы выпал шанс увидеть первое сочинение для детей в этом театре, да еще от актеров Кирилла Семина и Евгения Карпова, попробовавших себя на режиссерской стезе. НеБДТ вообще-то театр серьезный, все больше про Чехова, Достоевского, Горького, но иногда можно и повалять дурака ко всеобщему счастью. Фрэнк Баум, пожалуй, вертится флюгером там, где лежит, потому что, сохранив сюжетную линию ("ураган — серебряные туфельки — Изумрудный город — волшебник Оз"), создатели пропитали лихой иронией свое громокипящее сочинение, как торт коньяком. Благодаря чему взрослые в свои пять-десять раз по 6+, пробравшиеся вслед за целевой аудиторией на спектакль, два часа веселились, словно гиперактивные дети малые, отринув будничные заботы.

Страшный лес возведем из шуршащих полосок политэтилена, стены — из баррикад картонных ящиков, Изумрудный город увидим через чудесные очки. С первого момента, как зрители отключат телефоны, сказка несется вскачь по желтой кирпичной дорожке к исполнению желаний. Хватает зрителей за волосы и под томные вздохи блюзов, завывание ветра, гром и молнии забрасывает на Дикий Запад, в штат Канзас. Как? Запросто — надо пристроить на обочине спектакля дуэт многоруких музыкантов, по факту оркестрик с гитарой, скрипкой, бубном, контрабасом, барабаном, губной гармошечкой и дивным вокалом. Каждому персонажу выписана музыкальная партия — лунная походочка Майкла Джексона у Железного Дровосека, у Трусливого Льва — тема Меркьюри, у Летучей Обезьяны — индийские напевы. Так что спектакль можно смотреть и с закрытыми глазами.

Хотя нет, лучше не закрывать, иначе не увидишь великолепное соло доброй феи Розабеллы — уморительной полосатой суеты на ножках. И как хлопается в обморок нежный, как кошка старой девы, гламурный Лев в рыжем парике, который сам себя лечит песенкой "Стоп, страх!". И как собирают по частям бессердечного Дровосека-плаксу с "беспозвоночной" пластикой. А у страхолюдной Летучей Обезьяны свой кодекс чести — не воюет с детьми ("солдат ребенка не обидит"), и вообще у него лапки, то есть маникюр. А толстячок Страшила резвится мятым мешком в поисках интеллекта в твердой уверенности, что мозги человеку нужны. Хотя, как справедливо замечает волшебник и шарлатан Оз, некоторые умудряются закончить школу, а то институт, и все без мозгов, и ничего. И в этой круговерти без передышки мимо уха пролетает тот факт, что эта сказка — то еще криминальное чтиво. Вон девочка Дороти без сомнения надевает серебряные туфельки, снятые прямо со злой волшебницы, неудачно попавшей под летающий дом, добрая фея Розабелла искренне радуется смерти сестрицы, псевдодобряк Страшила предлагает погубить злую фею, но — деликатно, и вот "лежит она вся такая погубленная"…

Но какое это имеет значение, если зрители на пути к финалу получили море удовольствия от актерского мастерства. Эти на сцене как-то договорились со временем и в обход него, быстротекущего, сберегли в себе чистое, беспримесное детство. Они ни разу изображают натужно в свои …цать лет розовощеких детишек, у них натурально глаз горит светофором, как у сказочного чудища Калидасы, и живая непосредственность бузотеров выплескивается в зал ("я веселюсь, я хвастаюсь, мне хорошо, не видишь?"). И рикошетом оттуда на клич о помощи со сцены — караул, что делать, куда бежать, тут же поступает подсказка от единомышленников: "В полицию!".

Да, кстати, в этой волшебной сказке Дороти совершенно несказочно вынуждена исполнять миротворческую миссию, а то без ее рассудительности троица нечеловеческих существ, обаятельных и проказливых, просто бы перегрызлась. Они подначивают, подкалывают друг друга, а то и откровенно выпендриваются перед блондинкой в бантиках. А девочке приходится постоянно растаскивать пеструю компанию по углам и, как истинной женщине, твердой рукой вести к цели. Правда, в конце концов получается, как в жизни: все надо делать самой, тогда как ее легковерные спутники получают свои нематериальные "плюшки". На Оза надейся, а сам не плошай.

Удивительно, как много удалось запихнуть в один "флакон" — шоу в жанре торнадо, цирк, мюзикл, вестерн, road-movie, ужастик, сеанс психотерапии и разоблачения, сказ про "сбычу мечт" и утраченные иллюзии, вплоть до финального трюка фокусника с распиливанием девушки. И еще это спектакль о силе воображения, для которого немного надо. Об актерах, которым одним своим искусством могут вызвать феерический праздник на голой земле. "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Главное — не забыть волшебную команду: "Очки, к бою!".

Марина Ильина

ИА Sakh.com

Фотообзор

× s