Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
×

Друзья!

Пожалуйста, ответьте на ряд несложных вопросов.
Ваше мнение очень важно для нас и позволит улучшить работу театра.

Насколько вы удовлетворены: (от 0 до 10):

Отправить

«Голубка» и «Маленькая ночная серенада»

Спектакль «Голубка» прилетел на Сахалин на крыльях Чувашского государственного театра кукол. Это одна из четырех постановок театра по поэме национального классика Петра Хузангая. Редкая птица с Дальнего Востока специально долетит до Чебоксар, чтобы заглянуть в гости к кукольникам. А фестиваль «На островах чудес», помимо внимания к технике кукловождения, изощренности режиссуры, призван расширять представления сахалинцев о культурном спектре России, национальной самобытности регионов. Если не изменяет память, на показе «Голубки» островные зрители впервые получили сценическое представление о своеобразии этнокультурного наследия чувашского народа.

По сути, это поэтический фолк-мюзикл в постановке Юрия Филиппова. Чувашская легенда о двух сестрах, коварстве и дочерней любви, щедро приправленная песнями и плясками-хороводами, являет собой колоритный перепев «Аленького цветочка». Но, во-первых, сегодня дети далеко не все в курсе сказочной «классики жанра», во-вторых, театр — это любовь cо взгляда. Сочиняя эффектный визуальный образ спектакля, художница Анастасия Васильева опиралась на культурные традиции и глубинные смыслы фольклора — о том, что деревянные столбы символизируют врата, через которые человек в чувашской мифологии приходит в мир. Что массивные мониста из монет на статных куклах-девушках не только подчеркивали их красоту, но и служили мини-кольчугой от вражьих стрел в прежние времена. А крой и яркие геометрические орнаменты в стилизованных платьях-туниках цвета земли и леса, шитых, как и раньше, из льна, намекают на то, что театр проповедует те же законы разума, света и гармонии, по которым жили их предки — дети природы. В отличие от некоторых гостей эта постановка по-честному демонстрирует союз людей и кукол. Причем одни чуть не в человеческий рост, не скрывая, кто тут в театре первый и главный. Куклы-тантамарески в силу своей природы «сливаются» с актерами, а за иных персонажей говорят и показывают монументальные маски, «списанные» с языческих идолов.

— «На островах чудес» — фестиваль, идеальный с точки зрения организации, качества программы, в которую вошли высокого уровня спектакли, здесь царит дух всеобщей дружбы, и ни намека на соперничество, — заметила директор театра Елизавета Абрамова. Именно поэтому гости, выбирая «номер» для показа, думали о главных людях в зале — о детях — и привезли спектакль, который уже получил хорошую репутацию — своей легкостью, музыкальностью, драйвом. Собственно, сахалинские дети сказали то же самое, аплодисментами оценив веселое народное гулянье людей и кукол из Чувашии.

 Фестиваль «На островах чудес» доставляет одно большое неудобство: каждый вечер хоть разорвись, решая, куда пойти, выбирая между равными. То ли в Рязань закатиться, то ли в Испанию, то ли в Серпухов под открытым небом в парке. В конечном счете перевесил Рязанский областной театр кукол с «Маленькой ночной серенадой». Потому что спектакль поставила одна из основательниц театра пластики рук Handmade Светлана Озерская. Потому что афиша манила неистребимым таинством «черного кабинета». Потому что композитором постановки заявлен Вольфганг Амадей Моцарт собственной персоной.

Зрители ахнули, когда на поклон вышли всего семеро молодых артистов. Эта «великолепная семерка» абсолютных человеков-невидимок сотворила в кромешной темноте целый мир на стыке мультипликации и живой игры, мир, красивейший и нежнейший, как колыбельная песенка матери. Держась за ночной колпачок непоседы-крошки Моцарта, шкодливо вынырнувшего из кроватки, зритель летит по его снам через три густонаселенные стихии — небо, земля, море, которые в конечном счете переплавляются в великую музыку. Лихие рязанские кукольники продемонстрировали филигранное искусство светописи, «ловкость рук и никакого мошенства» (слава Handmade), отличный вокал (в этом театре поют только вживую, кроме новогодних празднеств) и теплый юмор. Спектакль явственно приумножил ряды поклонников техники «черного кабинета»: на черном листе пространства актеры умудрились жонглировать десятками (сотней?) образов — бабочки, рыбки, злобный красавец-месяц с оперным голосом, ударная лягушка, грудастая русалка, нотная линейка и др. И конечно же, нанизанный на стержень «Маленькой ночной серенады» и 25-й симфонии Моцарта спектакль влюбляет юную публику в высокую музыку.

Спектакль — своего рода отсыл к передаче «Спокойной ночи, малыши», на которой выросло не одно поколение детей. Правда, вряд ли это актуально для молодых исполнителей спектакля, но тем не менее должны оставаться традиции, на которых зиждется мир, заметил худрук театра Валерий Шадский. Пространство сцены островного театра им не совсем подходило — не так высоко, не так глубоко, как надо, но — справились. Именно в силу технических параметров принимающей сцены гости не смогли привезти свежую премьеру «Пегий пес, бегущий краем моря». Да и вообще «у нас много прекрасных спектаклей». Но пленительная «Маленькая ночная серенада» точно никому из зрителей не пройдет даром. Выходя из театра, запрокидываешь голову: звездное небо над головой вроде бы недостижимо. А рязанские кукольники волшебной силой таланта сделали это «прекрасное далеко» близким.

— В душе каждого ребенка живет Моцарт (или Микеланджело, Репин, Суриков). Со взрослыми несколько хуже, в них он не выживает, некоторые люди становятся взрослыми, минуя стадию Моцарта. Мы надеемся, что зернышки, которые этот спектакль «забрасывает» на корочку подсознания маленького ребенка, когда-нибудь обязательно прорастут. Красота спасет мир. Мы, люди искусства, оптимисты до такой степени, что, пожалуй, лучше так: только красота спасет мир, — сказал Валерий Шадский.

Можно сказать, что гости не заставили себя ждать с ответным визитом после того, как в сентябре сахалинцы показали «Ромео и Джульетту» на одном из самых престижных фестивалей театров кукол России — «Рязанские смотрины». И если на «Рязанских смотринах» гостей угощают стопочкой «кукловодочки», на Сахалине театрам вручают благодарственный букет крабов.

 

Марина Ильина

ИА Sakh.com

× s