Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
×

Друзья!

Пожалуйста, ответьте на ряд несложных вопросов.
Ваше мнение очень важно для нас и позволит улучшить работу театра.

Насколько вы удовлетворены: (от 0 до 10):

Отправить

Сахалинский театр кукол впервые прикоснулся к нивхской культуре (ИА Sakh.com)

Островной театр кукол впервые в своей истории ввел в круг профессиональных интересов самобытную нивхскую культуру. Да и во всем театральном пространстве, кроме айтматовского "Пегого пса, бегущего краем моря", посвящения нивхам не припомнится. В сказочной афише Сахалинского театра кукол закономерно появилась нивхская строка, театр — за интернационализм, говорит художественный руководитель театра кукол Антонина Добролюбова, пригласившая на постановку режиссера Эрдэни Жалцанова.

Эрдэни Жалцанов, художественный руководитель Бурятского республиканского театра кукол "Ульгэр" (Улан-Удэ), неоднократного обладателя престижной "Золотой маски", многие годы разрабатывает этнографическую линию на сцене. Культурный, исторический багаж каждого народа, каким бы он ни был малочисленным, велик, и нивхская культура была буквально terra incognita и для режиссера, и для актеров. Так что можно оценить масштаб приложенных усилий постановочной команды, которая для знакомства с новой темой общалась с носителями традиций на севере Сахалина, встречалась с основоположником нивхской литературы Владимиром Санги, обращалась к помощи специалистов по фольклору.

Литературную основу "Песни Ых-мифа" составили мифы и сказки нивхского народа. Спектакль знакомит в первую очередь с нивхской картиной сотворения мира на основе знаменитой легенды об утке Лувр, из перьев которой была создана земная твердь — Ыx-миф, как называли Сахалин нивхи. А затем погружает зрителя в действо медитативного свойства, эпическую фантазию-ностальгию по протовремени, когда душа человека и природы была едина.

Как будто мастер вырезал картинку-окно в природу и перенес на театральные подмостки, нe утеряв ни запахов, ни ритмов, ни шума морской стихии, ни пронзительных криков чаек. В них, как ощущается, воплощена музыка души нивхского народа. Голоса и образы природы являются доминантными, а потому спектакль понятен без перевода, хотя повествование в спектакле ведется на двух языках (причем в роли одного из сказителей — сам Владимир Санги). В него вплетены такие колоритные моменты, как обряд кормления духов воды, танец тигдь, национальные спортивные состязания, мерные ритмы музыкального бревна тятичхарш, без которых не обходится ни один нивхский праздник. И даже рискнули оживить на сцене во всей красе уникальный медвежий праздник. Актрисы хорошо усвоили уроки консультантов Елены Ниткук, Ольги Хурьюн и Галины Саменко, и улыбчивая ритмическая игра "Ладошки", которая в чести у нивхских детей, вызвала настоящую бурю эмоций в зале. Притом, что театральное действо допускает известную долю условности, стоит отметить, что постановочная команда постаралась воссоздать самобытность нивхской культуры с максимальным приближением к истине. Ведь эти традиции, неизбежно перетекая все более в область чистого искусства и музеефикации, для многих представителей нивхского народа остаются частью личностного самоощущения.

Режиссер Эрдэни Жалцанов показал, как он мастерски владеет гармонией света и тьмы, молчания и звуков, фактуры природных материалов и кукол. В спектакле, наполненном жизнью созданий леса и моря, придуманные художницей Ольгой Акимовой куклы Бабушка и Дедушка с их морщинистыми, как кора деревьев, лицами видятся воплощением душевного равновесия и несуетной мудрости веков. Сегодня, когда театр в отражении неблагостной реальности прибегает к неумеренному эпатажу и провокациям, умиротворяющая мелодия "Песни…" несет просто психотерапевтический эффект. "Нельзя брать у природы больше, чем нужно тебе и твоей семье" — имеющий уши да услышит.

Предисловием к спектаклю стали выставка произведений декоративно-прикладного искусства, охотно предоставленных нивхскими мастерами, и архивных документов, а также игра на музыкальном бревне в фойе. А венчает спектакль видеоряд — лики участниц нивхских фольклорных ансамблей из Поронайска и Ноглик, хранителей и проводников традиций большой культуры малого народа. Эрдэни Жалцанов таким естественным образом перекинул мостик от прошлого к настоящему, соединив быль и сказания. Все живо, пока жива память и уважительное отношение к наследию пращуров.

× s