Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
×

Друзья!

Пожалуйста, ответьте на ряд несложных вопросов.
Ваше мнение очень важно для нас и позволит улучшить работу театра.

Насколько вы удовлетворены: (от 0 до 10):

Отправить

В Сахалинском театре кукол показали "Сердце матери"

Театральный Иркутск отдарился Сахалину премьерой в новом для кукольников формате — рок-притчей "Сердце матери". На постановку сахалинцы впервые пригласили худрука Иркутского театра кукол "Аистенок" Юрия Уткина.

Этот спектакль начался с полутора страничек либретто драматурга Риммы Маркевич. Каждый режиссер говорит о главном для себя, которое по неслучайному совпадению отзывается в обществе. Сюжетов, которые "прокручивают" театральные жернова, не так уж много — то ли семь, то ли тридцать шесть. Среди них сюжет о великой материнской любви, в отличие от "Ромео и Джульетты", не самый расхожий. "Сердце матери" Юрия Уткина родилось из собственного раннего сиротства, которое познало тепло маминой любви, но не успело воздать ей благодарность. Ведь кажется, что мама и папа вечны, и мы всегда это успеем. Нам некогда, встречи заменяют телефонные звонки, разговоры — sms-ки, между нами, выросшими, и постаревшими родителями возникают дороги и моря, преодолеть которые не хватает времени. Эта история чувствительная и жесткая одновременно, потому как чтобы напомнить — тебя любят и ждут, иногда нелишне встряхнуть за шиворот тех, кто может постичь высшую математику и забыть азбуку детства.

Для трансляции простых истин притчи здесь нашли должное по энергетике обрамление. Театр опробовал новый для себя жанр — детская опера с элементами рока, драматическая (мелодраматическая) история в музыкальном облачении. "Сердце матери" поет голосами вокалистов иркутского Театра Пилигримов, созданного Владимиром Соколовым. Хотя, не без сожаления заметил Юрий Уткин, знай заранее, сколь широки вокальные возможности сахалинских актеров, то, конечно, не упустил бы шанса. Но сахалинский худрук Антонина Добролюбова тут же перекинула подпорный мостик:

— Это звучит душа Артиста.

Да, это позволяет говорить о родстве душ наших, столь далеко живущих друг от друга театров. Так же, как и любовь к водной стихии, и редкое доверие к зрителю. "Сердце матери" обращено к публике 9+. Потому что и в эти небольшие лета случаются непоправимые потери, и дети ищут ответы на взрослые вопросы: что за мир вокруг меня, что будет со мной, как дальше жить одному — и было бы кому ответить…

История разыгрывается морская ("папа, мама, я" и море), в чем можно усмотреть не столько реверанс островному театру, сколько отклик собственных предпочтений режиссера. Ведь к числу "его" авторов относится Александр Грин, самый пылко влюбленный из русских литературных маринистов. Гриновский восторг перед стихией передан мощными красками. В "Сердце матери" слышны магия ветра, голоса чаек, гудок и звон корабельной рынды, плеск волн, отсылающий к романтическому ореолу "Алых парусов" (к слову, в театре "Аистенок" идет такая постановка, любимая молодежным зрителем, и играет ансамбль "Фрези Грант"). Художник Ольга Ивченко, постоянный соавтор Юрия Уткина, возвела огромное черное небо и волшебно бликующее море, перекинула деревянный пирс-помост без начала и конца, на котором происходит и меняется жизнь — с портретом отца на стене, стопкой книг и детским корабликом в тазике — и который становится символом "невстречи" родных людей, а потом одной визуальной картинкой — пламенеющего корабля — создала образ войны…

Спектакль анонсировался как бенефис к юбилею профессиональной деятельности Маргариты Петровой. Эффектная музыкальная и визуальная составляющие взяли на себя основной груз сердечного кораблекрушения, но маяком этой истории была Маргарита Петрова, актриса талантливая, чувственная, настоящая, по определению Юрия Уткина. Она может сыграть все, быть смешной, загадочной и трагической, но как же точно угадан материал, в котором актриса малыми средствами высекает сильные эмоции, когда и молчание звучит — аргументом всепрощающей материнской любви. В нагромождении рок-аккордов попробуем услышать негромкую музыку отношений двоих — матери и сына. Ведь наряду с темой некрикливого материнского умения верить и ждать вычерчивается и тема сына — такое понятное, жадное стремление юности вперед без оглядки, к успеху и славе. На пирсе кукольные мать и сын еще вместе. А мать и сын (актеры Маргарита Петрова и Виталий Альбеков) разделены морем, которое однажды из юношеской мечты-призвания — "море, я буду первым!" — стало бездной беспамятства и предательства.

— Я просил от актеров не игры, но искренности, — скажет потом режиссер.

Фото театра кукол

 

В "Сердце матери" живые слова поручены людям, а куклы воплощают в себе воспоминания. Кукол для спектакля создали много, потому что на наших глазах идет жизнь, вихрастый, синеглазый мальчик растет, а мать накрывается старушечьим платком. Судя по сходству, их явно "писали" с исполнителей (так уже не раз замечалось на спектаклях театра). На поклон из кромешной мглы выступили еще девять (!) актеров в черном, чьи руки — одни только — создавали жизнь на сцене.

— Куклы — вот главные действующие лица, — возразил Виталий Альбеков, успешно сдавший экзамен на искренность.

Отчего так?

— Оттого, что ребенок порой больше верит кукле, чем человеку. Если он хочет поговорить по душам, он обращается к кукле, потому от нее не исходит агрессии, — говорит Юрий Уткин. — Потому что в ней есть тайна…

Двадцать дней репетиций были временем обоюдного счастья, вспоминают актеры.

— Прежде чем выйти на сцену, мы долго говорили по душам о самом сокровенном с режиссером, — сказала Маргарита Петрова. — Мы были единым коллективом все это время. И нельзя было не отдать часть своей души Юрию Анатольевичу, столь трепетно относившемуся к нам, актерам, как к личностям. "Сердце матери" — наше общее детище. От взаимной любви рождаются красивые дети.

"Сердце матери" запрограммирован на искренность не только актеров, но и публики. И вызвал эмоциональный отклик первых зрителей. Например, для главного дирижера Южно-Сахалинского городского камерного оркестра Тиграна Ахназаряна постановка Юрия Уткина стала подтверждением Иркутска как символа культурных традиций Сибири, где расцвел дар Дениса Мацуева, высокого уровня музыкального и театрального искусства:

 — "Сердце матери" сочетает талантливую режиссуру с индивидуальностью актеров, которые выкладываются в полной мере, неважно, видят ли их зрители или нет, главное, что чувствуют их всем сердцем и душой.

P.S. Театр кукол "Аистенок" приглашен на очередной международный фестиваль театров кукол "На островах чудес". Кажется, сахалинцы смогут познакомиться с парой уникальных спектаклей иркутян — "Калиф-аист", который дает возможность увидеть театр слабовидящим зрителям, и "Живая душа" по сказке Николая Лескова "Маланья — голова баранья".

Марина Ильина

ИА Sakh.com

× s